Призма человечества: Рецензия на "Аннигиляцию"

Научно-фантастическая драма “Аннигиляция” Алекса Гарленда не дает времени на раскачку. В буйстве красок и поразительной красоте инопланетной аномалии режиссер ведет своих героинь вперед через удивительный и страшный мир, отражающий нашу реальность. Первые минуты картины чем-то напоминают оригинальную «Матрицу». Повседневная обыденность проходит словно сон, чтобы погрузить в чарующую, пугающую атмосферу Зоны Икс. У режиссера «Из машины» снова получилась умная научная фантастика, двухчасовой хронометраж которой лишь изредка прерывается динамичными сценами. Во все остальное время это глубокая история, бросающая в пучину вопросов вместе с финальными титрами.

Сюжет «Аннигиляции» основан на одноименном романе Джеффа Вандермеера и представляют экспедицию пяти ученых в загадочную Зону Икс, образовавшуюся на месте падения неизвестного объекта. Перед исследовательской группой стоит задача добраться до эпицентра зоны, изучить ее источник и вернуться обратно. Это уже восьмая группа и ни одна из прошлых не вернулась. У каждой из героинь свои мотивы для миссии, свои скелеты, о которых каждая поделиться в свое время.

Гарленд начинает с места в карьер, но не форсирует события — картина сохраняет ровный медленный темп, режиссер смакует каждую сцену, позволяет разглядеть каждый кадр. Это касается как событий в Зоне, так и за ее пределами. Флэшбеки отличаются временной линией, но не скоростью повествования. Режиссер хочет, чтобы мы насладились происходящим, прониклись атмосферой. Он постепенно представляет каждую героиню, знакомит с их личными целями, но оставляет место и для загадки. Прямых ответов нет — они приходят через полунамеки и маленькие детали, заметить которые не всегда получается. В момент, когда ты погружаешься в мир, Гарленд стремительно бросает в повествование страшного монстра, нарушая спокойствие динамичной, в чем-то кошмарной сценой.

Призма человечества: Рецензия на "Аннигиляцию"

Неожиданного экшена в «Аннигиляции» совсем мало — взбодрить, отойти от размышлений, которые заставляют что-то шевелиться под кожей. Он непродолжителен, ненадолго переключают внимание и пугает иным образом. Сцены уникальны, логичны и не выглядят надуманными. Они действительно нужны, чтобы подчеркнуть особенности Зоны и раскрыть ее черты. Из-за этого «Аннигиляцию» можно смело назвать научно-фантастическим триллер-хоррором. Путешествие женщин по Зоне и их находки леденят кровь, а сцену с бассейном я до сих пор не могу выбросить из головы.

Геймеры обязательно найдут в фильме влияние The Last of Us — не только в кадрах, но и в саундтреке. Если вы вспомните сцену с жирафами и локацию после нее, то в «Аннигиляции» есть похожая. Она также чарует и заставляет сердце трепетать. Жирафов нет, как и милой невинной Элли, но впечатления от этого не менее сильные.

Призма человечества: Рецензия на "Аннигиляцию"

Музыка в нужные моменты нагнетает, успокаивает и убаюкивает, лишь усиливая эффект тревоги во время просмотра. Гарленд удивляет — с самого начала картины нет понимания того, чего ждать от фильма и что будет в следующем кадре. Монстр? Неожиданная находка? Открытие? Все что угодно!

Отдельного внимания заслуживает проработка внутреннего мира Зоны. Он создан неукротимо красивым и одновременно агрессивным. Зона выглядит привычной и вместе с тем совершенно незнакомой, работающей по другим правилам. Цветовая гамма, детали, акценты — Зону хочется разглядывать и изучать прямо во время просмотра. Она страшит неизвестностью не меньше происходящего с персонажами. Гарленд не торопится открывать ее секреты — даже в самом финале он не дает четкого ответа на вопрос, что это было. Режиссер позволяет самому принять решение и сделать выводы. Он показывает силу природы под действием неизвестной силы, создающую что-то новое из того, что есть под рукой.

Призма человечества: Рецензия на "Аннигиляцию"

Персонажи также важны как и сама Зона, которую стоит считать живым разумным существом. Девушки-ученые уникальны, со своими мотивами и своими ощущениями от Зоны. Сопереживать им сложно, да и не особо нужно. За исключением Натали Портман, героини выступают в роли катализаторов, с помощью которых Гарленд показывает Зону. С другой стороны, остаться равнодушным к персонажу Тессы Томпсон не получится, ее судьба удивит и оставит вопросы. Лина в исполнении Портман вызывает и сочувствие, и презрение, и недоумение, но у каждой эмоции есть причина. Ближе к финалу начинаешь понимать героиню, поэтому происходящее с ней несколько обескураживает. Мало того, что она оказывается в сложной ситуации, так еще и Гарленд показывает все крайне неоднозначно. Эпизод можно трактовать как угодно — и у каждой из сторон будут веские доводы.

Во время заключительной сцены я чувствовал себя крайне неуютно, происходящее было страшным от непонимания. Через «Аннигиляцию» Гарланд открыто говорит о том, что мы делаем с планетой, как мы влияем на ее и что оставляем после себя. При этом режиссер делает небольшие, едва заметные акценты, в которых говорит очень многое. Лекция героини Портман из начала фильма является чуть ли не ключевой в фильме и метафорой всего происходящего на экране. А персонаж Айзека Оскара, стакан с водой, татуировки, мерцание — кажется, на момент финальных титров я задал себе значительно больше вопросов, чем Гарленд дает ответов в самом фильме. «Аннигиляция» настолько овладевает сознанием, что после просмотра хочется напрямую написать режиссеру в твиттер и потребовать ответов.

Призма человечества: Рецензия на "Аннигиляцию"

Алекс Гарленд после «Из машины» взял паузу на пару лет и выдал потрясающий научно-фантастический триллер. “Аннигиляция” это умная фантастика, в которой акцент сделан на «преломлении». Как человечество и каждый из нас влияет на окружение, как мы выступаем призмами слов и действий. Как мы находим себе оправдание, как мы меняемся с каждым новым «лучом света». Об этом говорит внутренний мир зоны, этому посвящены флэшбеки Лины и ее брак, судьба героини Дженнифер Джейсон Ли. Аннигиляция — это не уничтожение, это изменение. Суть энтропии вселенной, где порядок, свет и даже радиосигнал превращаются в хаос.

Открытый финал картины не имеет особого значения. Он не дает зрителю ответа, лишь оставляет наедине с мыслями, которые сформировались на протяжении просмотра. И каждый преломляет смысл картины через свой внутренний мир.

Источник

Реклама

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here